15. Профессиональная этика аудитора, разрешение этических конфликтов.

Этика аудитора ? это система норм нравственного поведения аудитора.
Аудитор при оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила
этики поведения. Президиумом Аудиторской палаты России был одобрен кодекс профессиональной этики аудиторов, объединяемых палатой. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России.
Кодекс содержит следующие нормы профессионального поведения:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Каждый
аудитор обязан руководствоваться в поведении и взаимоотношениях
нравственными нормами, принятыми в обществе.
2. Соблюдение общественных интересов. Независимый аудитор
должен при исполнении профессиональных обязанностей учитывать интересы не только клиента, но и других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен быть уверен, что защищаемые им интересы в пользу клиента не противоречат законодательным нормам и общественной справедливости.
3. Объективность. Аудиторы должны быть уверены в отсутствии
предвзятости, зависимых обстоятельств во взаимоотношениях с клиентом
при составлении аудиторского заключения.
4. Внимательность. В обязанности аудиторов входит максимальное
внимание при соблюдении аудиторских стандартов и законодательных
норм в процессе планирования проверки и контролирования работы асси-
стентов.
5. Независимость– отсутствие какой–либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отноше-
ния. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей не-
зависимости и объективности своего заключения.
6. Профессиональная компетентность. Аудиторы обязаны обеспе-
чивать достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, га-
рантировать добросовестное и качественное выполнение проверки, свое-
временность и компетентность. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, финансов, гражданского права.
7. Конфиденциальность. Аудитор обязан сохранять в тайне конфи-
денциальную информацию, полученную в ходе выполнения профессио-
нальных услуг, без ограничения во времени. Аудитор не должен исполь-
зовать информацию в ущерб интересам клиента для своей выгоды.
8. Действия, несовместимые с профессией. Аудитор не должен со-
вмещать профессиональную практику и другие виды деятельности. Вы-
полнение аудитором двух или более профессиональных услуг одновре-
менно не может рассматриваться несовместимыми действиями.
9. Оплата аудиторских услуг. Оплата профессиональных услуг ау-
дитора зависит от сложности, качества, опыта, ответственности и квали-
фикации аудитора, объема услуг.
10. Налоговые отношения. Аудиторы обязаны предупредить клиента
о возможных последствиях при нарушении налоговых обязательств, пре-
доставлять рекомендации и области налогообложения только в письмен-
ной форме, соблюдать налоговое законодательство и избегать его нару-
шения в своих интересах или в интересах других лиц.
11. Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны воздерживаться от необоснованной критики других аудиторов и сознательных действий, причиняющих ущерб профессии. Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания услуг других аудиторов и специалистов.
12. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Сотрудники
аудиторской организации обязаны способствовать повышению авторитета
и дальнейшему развитию фирмы, совершенствовать практику и повышать
качество предоставляемых услуг, заботиться об уровне профессиональных
знаний и компетентности.
13. Публичная информация и реклама. Реклама аудиторских услуг
должна быть информационной, прямой, не вводящей заинтересованных
пользователей в заблуждение и не вызывающей у них недоверие. Профес-
сиональной этике аудиторов противоречит публичная информация, со-
держащая:
- конфиденциальные сведения клиента;
- необоснованную хвалебную саморекламу аудитора (аудиторской
фирмы);
- недостоверные сведения, вводящие пользователей в заблуждение;
- информацию, имеющую целью давления на налоговые, судебные
органы;
- информацию, заранее гарантирующую клиенту благоприятные ре-
зультаты аудиторской проверки.
14. Аудиторские услуги в других государствах. Этические нормы не-
зыблемы независимо от территориально–географических различий пре-
доставления аудиторских услуг. Гарантией обеспечения качества услуг
аудитора служит соблюдение международных аудиторских стандартов и
стандартов государства клиента.
Оказывая аудиторские услуги в другом государстве, необходимо ру-
ководствоваться следующими правилами:
- если этические нормы профессионального поведения, установлен-
ные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, менее строгие,
чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты России, необходимо
руководствоваться требованиями данного Кодекса;
- если этические нормы профессионального поведения, установлен-
ные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, более строгие,
чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты России, необходимо
пользоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве;
- если международные этические нормы профессионального поведе-
ния аудиторов превышают требования Кодекса Аудиторской палаты Рос-
сии, аудитор обязан руководствоваться международными нормами.
Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения конфликта, аудитор в качестве части такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:
а) уместные факты;
б) имеющиеся этические проблемы;
в) основные принципы, имеющие отношение к вопросу;
г) установленные внутренние процедуры;
д) альтернативные действия.
Рассмотрев указанное, аудитор должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами поведения. Аудитор также должен взвесить последствия каждого возможного образа действий. Если проблема остается неразрешенной, аудитор должен проконсультироваться с соответствующими лицами в аудиторской организации с целью получения помощи для разрешения конфликта.
В интересах аудитора может быть документирование сути проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых решений по этой проблеме.
Если значительный конфликт не поддается разрешению, аудитор может пожелать обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию аудиторов или к юридическим консультантам и, таким образом, получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности. Например, аудитор может столкнуться со случаем мошенничества, сообщая о котором он может нарушить обязательство соблюдать конфиденциальность. В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.
Если все уместные возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, аудитор должен (когда это возможно) отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Аудитор может решить, что в данных обстоятельствах следует выйти из состава проверяющей группы, или отказаться от конкретных обязательств, или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания (договора) или нанявшей его аудиторской организации.
Профессиональные этические принципы:
1. приоритет общественных интересов – принцип, предусматри-
вающий, что аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей
бухгалтерской отчетности, а не только экономического субъекта;
2. объективность – принцип аудита, предусматривающий примене-
ние аудитором непредвзятого, беспристрастного подхода при решении
профессиональных вопросов;
3. независимость – принцип аудита, заключающийся в отсутствии у
аудитора различной заинтересованности;
4. профессиональная компетентность – принцип аудита, преду-
сматривающий наличие определенных знаний, с помощью которых ауди-
тор может профессионально осуществлять свои полномочия;
5. достоверность – принцип аудита, заключающийся в оказании ау-
дитором своих профессиональных полномочий с определенной надежно-
стью и оперативностью;
6. конфиденциальность – принцип аудита, предусматривающий со-
хранность в тайне информации без ограничения во времени.
В настоящее время Советом по аудиторской деятельности при Мин-
фине России разрабатывается единый Кодекс профессиональной этики
аудиторов России.

© volshebnica1611
Создать бесплатный сайт с uCoz